9 октября пилот команды "КамАЗ-Мастер" Айрат Мардеев приехал в Екатеринбург, чтобы показать знаменитый гоночный грузовик и встретиться со студентами. Корреспондент Е1.RU тоже пообщался с чемпионом "Дакара" и узнал, что "КамАЗ" почти полностью сделан из отечественных деталей, что расход топлива во время гонки составляет почти 200 литров, а нагрузка на спину – такая же, как в космосе.
– Перегрузки во время гонки – огромные, прежде всего это мощные удары по позвоночнику, постоянная вибрация, – рассказывает Айдар Мардеев. – В Формуле-1, например, нагрузки боковые, плавные при торможении, а у нас – резкие удары, которые невозможно предугадать. Мы даже специально замеряли: нагрузка составила 5g. Такая же, к примеру, у космонавтов. За две недели на своём первом "Дакаре" в 2009 году я около 10 кг потерял! Сейчас обычно около 5–7 кг.
– А защита тоже как у космонавтов?
– Главное – это каркас безопасности кабины: мы используем усиленный, который даже превышает требования. Пилоты одеты в несгораемые комбинезоны. Также есть отдельная защита шеи. Плюс у нас 6-точечные ремни безопасности. Приведу пример: в 2007 году у экипажа Владимира Чагина произошёл переворот на скорости 120 км/ч. Экипаж выжил: спас каркас.
– Очень часто приходится слышать, что в "КамАЗе" мало отечественных деталей, это правда?
– Нет. Во-первых, рама полностью делается на нашем заводе, ручное изготовление. Во-вторых, кабина, будка, все кронштейны, всё, что металлическое, – тоже всё наше, родное, плюс подвеска. Рессоры, кстати – одну из важнейших деталей – делает металлургический завод в Чусовом. Если же что-то закупаем у иностранцев, то это всё переделываем, дорабатываем и только после этого ставим на машину. Тут всё сделано нашими руками, поэтому автомобиль уже весь стал отечественным.
– На чём болид ездит и сколько расход?
– Ездит он на солярке, расход по асфальту в обычных условиях – 30–40 литров на 100 километров. В боевом режиме по жёсткому грунту – в районе 120 литров, ну и когда тяжёлый песок – около 200 литров на сотню километров. У машины один бак на 1 000 литров. Этого хватает, чтобы проезжать самые длинные спецучастки.
– Какая максимальная скорость?
– Вообще, наш грузовик разгоняется до 167 км/ч. Но на "Дакаре" есть ограничение – 140, поэтому у нас электронная отсечка, которая срабатывает автоматически на 140 и не позволяет разогнаться быстрее.
– "КамАЗ-Мастер" называют болидом. Если сравнить с болидом Формулы-1, в чем разница?
– Они принципиально разные. Если взять болид Формулы-1 – это концепт, он делается в единственном экземпляре. Это не серийный автомобиль, у него другой принцип постройки. Это машина с открытыми колёсами. Да, мы используем некоторые технологии, которые применяются в Ф-1, но сравнивать их очень сложно.
– Ну, грубо говоря, кто мощнее: болид Формулы-1 или ваш грузовик?
– По мощности они сопоставимы: у нашего мощность 970 лошадиных сил и крутящий момент 4 тысячи ньютонов на метр; у болида Формулы-1 – около 800 л. с., естественно, гораздо меньше вес, за счёт чего намного выше динамика.
– Вы оставляете машину на всеобщее обозрение на улице – не боитесь, что с неё что-нибудь скрутят?
– Да нет, об этом даже никогда не думаем. Хотя был один очень забавный случай в Волгограде на чемпионате России. Там нам открутили задний госномер – кто-то из болельщиков открутил. В итоге нас остановили уже в Челнах на посту.
– Во время гонок вы ездите на огромной скорости. Страх присутствует или вы его перебарываете?
– У пилота не должно быть отсутствия страха. С тобой рядом люди, у них семьи, страх обязательно должен присутствовать. Главная задача – вернуться домой целыми и невредимыми.
– Как расслабляетесь после таких тяжёлых гонок?
– Самое ценное для нас – это сон. На "Дакаре" после финиша мы осматриваем машину, обсуждаем планы и бежим спать, чтобы набраться сил перед следующей гонкой. Также я слушаю музыку до и после гонки, чтобы настроиться.
А после "Дакара" в течение двух-трёх дней мы разбираем автомобиль – буквально по болтику, голая рама остаётся, делаем полный анализ машины, и затем неделя на сборку.
– В Екатеринбург вы приехали на своей боевой машине?
– Нет. Это не моя машина, моя сейчас готовится к "Дакару". Это такой выставочный образец. Естественно, у нас всё в машине делается под конкретного пилота: есть настройки подвески, настройки двигателя, педалей газа, сиденье, руль. Поэтому если не в свою машину садишься, то, конечно, дискомфорт испытываешь. Привыкнуть можно к чему угодно, но своя машина есть своя.
Для нас автомобиль – женского рода. Я называю свою машину "Солнышко" и прошу её в сложных моментах потерпеть, говорю: "Давай, Солнышко, вытягивай нас!"
– Вы – лучшие в мире, где вам в России искать конкуренцию, чтобы тренироваться, расти?
– Между собой. Всего у нас 6 экипажей "КамАЗ-Мастера". На "Дакаре" участвуют четыре из них. Естественно, во время "Дакара" у нас нет жёсткой конкуренции между собой. Там главное – результат, и неважно, кто из нас четверых победит. Важно, чтобы "КамАЗ" был первым.
– Зачем тогда "КамАЗу" нужен чемпионат России?
– На чемпионате России стоят другие задачи – испытание автомобиля, тренировки. Мы сами задаём друг другу темп. Нам повезло, что у нас в команде все пилоты очень сильные, это помогает нам расти.
– А в России есть другие грузовики, которые выезжают на гонку вместе с "КамАЗом" на чемпионате страны?
– Есть команда из Беларуси – "МАЗ", которая тоже участвует в "Дакаре". В России же сейчас появилась команда "ГАЗ". Они выставили свой грузовик, участвуют второй год. У них свой путь – они хотят не купить чью-то машину, а именно построить свою. Это радует.
– Раньше, когда детей спрашивали "Кем хочешь стать?", они чаще всего отвечали: "Космонавтом!" Как вы отвечали? Грузовики тогда уже были в голове?
– Я с самого детства увлекался машинами, всегда хотел стать гонщиком. У меня перед глазами всегда был отец, который всю жизнь посвятил команде. Это помогло сделать выбор в пользу грузовиков. Ну и уже в сознательном возрасте очень хотел попасть именно в профессиональную команду. Мне повезло – моё хобби совпало с моей профессией.
– Во время гонки в кабине вместе пилот, штурман и механик. В жизни вы дружите?
– Конечно! Между пилотами вообще с детства дружба. Мы воспитывались на одном картодроме. Внутри экипажа мы тоже дружим, общаемся, встречаемся вне работы, собираемся в кафе где-нибудь посидеть. Если не будет такого понимания, то ехать очень сложно будет. Это психологически тяжело – с неудобным для тебя человеком по 12 часов находиться в кабине.
– Что вас ждёт в грядущем сезоне на "Дакаре"?
– Гонки будут проходить в Аргентине и Боливии, в горной местности. Поэтому особое внимание мы уделяем тормозной системе. Стартует "Дакар" в начале января и будет проходить на протяжении двух недель.